Сеанс одновременной игры с дошкольниками
16 марта 2020
12 марта в Доме детского творчества состоялся сеанс одновременной игры по шахматам. Изначально этого мероприятия не было в планах работы объединения, хотя сеансы являются уже привычной практикой для всех наших обучающихся. Таким образом новички, освоившие первоначальные понятия шахматного кодекса, на практике показывают уровень своих знаний и умений. Для обучающихся второго и третьего годов обучения каждый раздел учебного плана подытоживается сеансом. Самые опытные шахматисты сами становятся сеансёрами.
На этот раз сеансёром была педагог дополнительного образования Е. А. Озорнина, а участниками – начинающие шахматисты из дошкольных образовательных учреждений города, задействованных в проекте «Шахматы – малышам!». Необходимость этой встречи обсуждалась совместно с педагогами, которые готовят ребятишек к личному турниру, запланированному на 9 апреля. Во-первых, нужно было оценить уровень готовности всех маленьких участников. Во-вторых, по возможности исключить ошибки в проведении партии, такие, например, как невозможный ход или зевок. Ну, а в-третьих, каждый шахматист должен был получить заряд положительных эмоций.
Кто же они, наши юные герои, не побоявшиеся начать сражение со взрослой шахматисткой?
Знакомьтесь:
- Яковлев Артем, МАДОУ «Детский сад № 2» КГО;
- Орлов Тимофей, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 4» КГО;
- Плешков Артем, МАДОУ «Детский сад «Радуга» № 5» КГО;
- Григорьева Валя, МАОУ «Школа № 7» КГО, группы дошкольного образования;
- Михалев Иван, МАДОУ «Детский сад «Солнышко» № 12» КГО;
- Сирин Виктор, МАДОУ «Детский сад № 13» КГО;
- Галан Кирилл, МАДОУ «Детский сад № 14» КГО;
- Бадтрудинова Ясмина, МАДОУ «Детский сад № 16» КГО;
- Сазонова Майя, МАДОУ «Детский сад № 92» КГО;
- Харочкин Ярослав МАДОУ «Детский сад № 170» КГО.
Перед тем, как приступить к игре все участники познакомились с правилами проведения сеанса одновременной игры:
- сеансёр играет белыми;
- сделав ход на доске, сеансёр уходит играть на следующую доску, в это время игрок, оставшийся в ожидании, не имеет право передвигать фигуры;
- ответный ход производится тогда, когда сеансёр вернулся к доске.
Обычно обсуждать ответный ход не принято, но в этот раз у игроков была такая возможность. Они имели право прислушаться к подсказкам своих педагогов, которые были также приглашены за доски. На четырех досках роль помощников решили выполнять родители – три папы и одна мама! На каждом игровом столе имелись печатные материалы с подсказками от руководителя шахматно-шашечного объединения «Филидор»:
Прежде чем сделать ответный ход, задай себе три вопроса:
1. Нападают ли на меня?
2. Нападаю ли я?
3. Фигура – лентяйка?
Прежде чем сделать рокировку, задай себе 5 вопросов:
1. Ходил ли Король?
2. Ходила ли Ладья?
3. Есть ли шах Королю?
4. Пойдёт ли Король под шах?
5. Пойдёт ли Король через битое поле?
Если поставлен мат, докажи это!
1. Можно ли бить шахующую фигуру?
2. Можно ли закрыться от шаха?
3. Можно ли уйти от шаха?
Играли целых 40 минут! Но, как говорится, азарт приходит во время игры! А время, проведенное за игрой в шахматы, бесценно! И пролетело оно неожиданно быстро. На трех досках доигрались до мата, но ход, приведший к проигрышу, решили забыть и попытаться сыграть лучше. На одной доске случился зевок ферзя, на двух досках произошел невозможный ход. В целом пришли к выводу, что играть ребята могут, к предстоящему турниру будут готовиться с еще большей охотой.
Портфолио каждого участника пополнилось первым шахматным сертификатом. Очень жалко было убирать шахматы с досок, на которых остались интересные позиции недоигранных партий. Прозвучало предложение: сфотографировать их и потом прийти в шахматно-шашечное объединение «Филидор», чтобы доиграть.
С нетерпением ждем всех в апреле на турнир!
Уверены, что среди наших малышей растет будущий чемпион!