Словарик
СЛОВАРИК ДЛЯ ХОРОШИХ РОДИТЕЛЕЙ
Мама и папа, дед и бабушка – самые любимые и самые значимые взрослые для ребёнка-дошкольника.
Дети, в отличие от взрослых, не могут осознать, выбрать, контролировать, подвергать сомнению услышанные установки, требования. Они не в состоянии поставить психологический барьер, поэтому многое из того, что говорят родители, какие звучат слова, в дальнейшем определяет его поведение.
Предлагаемые материалы помогут родителям, бабушкам, дедушкам составить свой родительский словарик.
Поддержка ребёнка
(табличка для ориентировки)
Для чего? |
Что говорит родитель? |
Что слышит ребёнок? |
Принятие ребёнка |
Ты хороший (умный и т.д.) |
Я хороший (умный) |
Внимание к ребёнку |
Я вижу тебя (чувствую) |
Я что-то значу |
Уважение ребёнка |
Спасибо тебе за… |
Мои усилия замечены |
Одобрение ребёнка |
Я знаю о тебе что-то замечательное |
Я – состоятелен (Я сам что-то могу) |
Тёплые чувства к ребёнку |
Я тебя люблю |
Кому-то я нужен |
Негативные установки |
Позитивные установки |
Сказав это, исправьтесь: |
|
«Сильные люди не плачут» |
«Поплачь – легче будет» |
«Думай только о себе, не жалей никого» |
«Сколько отдашь – столько и получишь» |
«Ты всегда, как твой (твоя) папа (мама)» |
«Какая умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!» |
«Дурачок ты мой!» |
«В тебе всё прекрасно…» |
«Уж лучше бы тебя вообще не было на свете!» |
«Какое счастье, что ты у нас есть!» |
«Яблоко от яблони недалеко падает» |
«Что посеешь, то и пожнёшь» |
«Сколько сил мы тебе отдали, а ты…» |
«Мы любим, понимаем, надеемся на тебя» |
«Не твоего ума дело…» |
«Твоё внимание всем интересно» |
«Ты всегда делаешь хуже других…» |
«Каждый может ошибиться! Попробуй ещё!» |
«Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!» |
«Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе» «Как аукнется, так и откликнется» |
Эти слова ласкают душу ребёнка:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость.
- Расскажи мне, что с тобой…
М.С. Коган
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
«Плюсы» и «минусы» возраста
Позитивный потенциал личности |
Негативный потенциал личности |
ДОШКОЛЬНИК |
|
*Высокие возможности восприятия *Чрезмерная эмоциональная *Хорошая механическая память зависимость от взрослого *Любознательность *Отсутствие произвольности *Непосредственность в выражении *Доминирование состояний над эмоций свойствами личности *Спонтанность реакций *Неадекватность вербальных реакций *Отсутствие стереотипов *Несдержанность в проявлении *Подвижность психических эмоций процессов *Слабое торможение *Отзывчивость на инициативу *Неразрывность психических и педагога моторных функций |
|
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК |
|
*Установка на педагога *Значимость оценки взрослого *Быстрое усвоение социальных навыков *Способность к произвольному поведению *Способность к логическому мышлению *Способность к целеполаганию *Мотивированный выбор партнёров по общению и деятельности |
*Чрезмерная зависимость от оценки взрослого *Риск развития гиперсоциальности *Доминирование управляемого поведения над автономным в педагогическом взаимодействии |
ПОДРОСТОК |
|
*Способность ориентироваться на положительные образцы *Коммуникативная активность *Потребность в обилии впечатлений и деятельности *Потребность в совершении волевых усилий *Стремление к групповой деятельности *Быстрое усвоение групповых норм и ценностей *Хорошее понимание практикоориентированной деятельности *Пробуждение интереса к собственному Я |
*Способность ориентироваться на отрицательные образцы *Импульсивность поведения *Неустойчивость интересов *Способность к волевым усилиям только в русле актуальной мотивации *Чрезмерная зависимость от группы *Устойчивость отрицательных эмоций *Преобладание конкретного мышления над абстрактным *Слабая ориентация на Я - будущее |
СТАРШЕКЛАССНИК |
|
*Ориентация на Я – будущее *Способность к абстрактному мышлению *Повышение ораторского уровня *Устойчивое проявление свойств и качеств личности *Избирательность в контактах *Высокий уровень рефлексии *Потребность в социальной активности |
*Юношеский «мораторий» на здесь и сейчас *Демагогия *Неадекватное понимание своих возможностей *Чувство одиночества *Глобальность и нереалистичность планов |
Т.Г. Малюшина