Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Свердловская область, г. Камышлов, ул. Фарфористов, д. 11А
Телефон (факс): +7 (34375) 2-49-44 / Обращения граждан

 

Главная / Педагогам / Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различие

Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различие

5 декабря 2017

В связи с внедрением в образование ФГОС НОО обязательным для учащихся  становится внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности школьника.

 

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

 

В материалах сопровождения ФГОС (в частности в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

 

Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей связано с тем, что, имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями.

 

Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются:

 

  • время реализации — вне или после обязательных учебных занятий и основных учебных программ;
  • формы организации (кружки, секции, клубы) и виды деятельности (художественная, спортивная, досуговая и др.);
  • связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

 

Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и дополнительное образование являются:

 

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование

организационная «единица» – («модуль») внеурочной деятельности – класс или группа одноклассников, ровесников

организационная «единица» дополнительного образования детей –  творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов

внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы

занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми;

взаимодействие между учителем и учениками

взаимодействие между педагогом (мастером, тренером) и ребенком

внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться о тех дел, в которых участвуют его класс

дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями)

 

Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. Более того, необходимо их гармоничное соединение с основным образованием. Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения.

 

Долгушина А. И.


Наверх страницы